Альбрехт Дюрер — великий немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения. Его имя смело можно ставить в ряд с таким великими мастерами как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Дюрер для Германии — как и Гёте — «наше всё». Эпоху Возрождения в Германии предпочитают звать «эпохой Дюрера», а с 1815-го там постановили ежегодно праздновать «День Дюрера».
Родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге. Будущий художник был сыном Альбрехт Дюрера -старшего, золотых и серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Обучался искусству сперва у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута. В те времена для получения звания «мастер» необходимо было пройти через «годы странствий». Путешествие давало возможность познакомится с иной культурой, перенять опыт других мастеров и набраться новых впечатлений. Вернувшись из «странствий», которые он провел в городах Верхнего Рейна, он вернулся в Нюрнберг, женился и открыл собственную мастерскую, так как мастер обязан был быть женатым.
Первой значительной работой мастера является серия пейзажей 1494-95 годов. Эти произведения Альбрехта Дюрера выполнены акварелью и гуашью во время его путешествия в Италию. Они представляют собой тщательно сбалансированные, продуманные композиции, с пространственными планами, плавно чередующимися друг с другом. Эти произведения Альбрехта Дюрера являются первыми в истории европейского искусства «чистыми» пейзажами.
Дюрер был не только талантливым художником. Он был равно одарен и как живописец, а как гравёр. За годы творческого пути у него набралось больше 900 листов с эскизами, что говорит о невероятном трудолюбии, сравнимым разве что с другим гениальным творцом и мыслителем — Леонардо да Винчи. Видимо, рисование было частью повседневной жизни мастера. Дюрер прекрасно владел всеми графическими техниками того времени — от угля, акварели, итальянского карандаша до тростникового пера и серебряного штифта. Как и для итальянских мастеров, рисунок стал для Дюрера важнейшим этапом создания композиции. Этот этап включал в себя штудии, эскизы голов, ног, рук, драпировок.
Вместе с учениками своей мастерской Дюрер выполнил несколько известных алтарных образов для храмов Нюрнберга. Но самым главным достижением, принесшим художнику всемирную славу, стала серия из пятнадцати гравюр на тему Апокалипсиса. После выхода в свет «Апокалипсиса» Дюрер прославился в Европе как мастер гравюры, и лишь во время пребывания в Италии получил за рубежом признание как живописец.
Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» и одноименном большом живописном диптихе.
Последнюю свою работу он создал в 1526 году. Это была композиция-диптих под названием «Четыре апостола». А в последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: «Руководство к измерению циркулем и линейкой», «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей», «Четыре книги о пропорциях человека». Помимо искусства, Дюрер отлично разбирался в архитектуре, математике и градостроительстве.
Скончался великий деятель науки и искусства 6 апреля 1528 г. от болезни печени. Его похоронили на Нюрнбергском кладбище «Йоханесфридхоф».
Comments