Для начала — немножко истории и политики, без которой в данном случае не обойтись.
На протяжении последних 20 лет поиск внутреннего и внешнего врага, идеологические запреты и составление «черных списков» стали неотъемлемыми атрибутами белорусской власти. Естественной реакцией на действие является противодействие, а любой запрет создает предпосылки для его нарушения или обхода.
Сегодня, в середине 10-х годов XXI века в Беларуси сохраняется ситуация, когда некоторые музыканты не имеют возможности выступать у себя на родине. Благо, выручают соседние государства, предоставляя концертные площадки и бесплатные визы для граждан Республики Беларусь.
Выбор названия концерта, о котором пойдет речь, не случаен: во-первых, все белорусские группы, участвовавшие в нем, находятся в собственной стране на нелегальном положении. Во-вторых, в творчестве каждого коллектива главенствует партизанская тематика. Большая часть песен группы DZIECIUKI посвящена партизанской борьбе белорусов против большевизма; KRAMBAMBULA в прошлом году выпустила «партизанский» альбом «Чырвоны Штраль», а у BRUTTO в начале 2015 года появилась песня «Партизан Рок» и одноименная концертная программа. Так что это самые настоящие белорусские партизаны, главным оружием которых стали песни.
5 ноября 2016 года три упомянутые белорусские группы совершили партизанскую вылазку на территорию Польши. Также в концерте участвовал проект HAŃBUKI, в который входят музыканты двух групп — краковской HAŃBA! (ПОЗОР!) и гродненской DZIECIUKI.
Организатором «Partyzan Rock» выступила команда в составе минчан Евгения Новаша, Марины Колесниковой и Дмитрия Касперовича. Концерт продолжительностью более четырех с половиной часов был аншлаговым. В зале можно было услышать белорусскую, русскую, украинскую и польскую речь. Почти все, пришедшие на «Partyzan Rock», либо держали бело-красно-белый стяг, либо набрасывали его на плечи. А в фойе продавалась всевозможная атрибутика от групп-участников концерта.
Музыканты группы DZIECIUKI в шутку определяют свой стиль как «ирландский панк», хотя музыкальная составляющая скорее напоминает ЧИЖА & C° середины 90-х с поправкой на белорусский язык и белорусский же мелос, а также на активное использование в инструментарии лепельской дуды. Основу программы составляли песни из альбомов «Haradzienski Harmidar» («Гродненский Беспорядок» или «Гродненский Беспредел») 2013-го и «Recha» («Эхо») 2016 года. «Davyd Garadzienski» («Давид Городенский»), «Liasnyja Braty» («Лесные Братья»), «Častuchany» («Частуханы» — аналог русских частушек), «Mużyckaja Praŭda» («Мужицкая Правда»), «Pachodnaja» («Походная»), «Stanisłaŭ Aŭgust Paniatoŭski» («Станислав Август Понятовский»), а также «Našyja Tanki» («Наши Танки») Захара Мая в вольном переводе Алеся Денисова, «Pa Garach» («По Горам») на музыку THE REAL MCKENZIES и «Trymajsia, Brace» («Держись, Брат») на мелодию песни итальянских партизан «Bella Ciao» уже давно успели стать хитами. «Pieśnia Pra Garadzienskaga Gestarbajtera» («Песня О Гродненском Гастарбайтере») предварялась комментарием Алеся Денисова (привожу по памяти в собственном переводе с белорусского): «Мы сами в какой-то степени чувствуем себя гастарбайтерами, поскольку можем выступать только за пределами Беларуси».
С веселыми песнями контрастировала монументальная композиция «1937», которую Алесь Денисов написал для проекта «Апошні Золак» (Последний Рассвет»), посвященного проблеме смертной казни в Беларуси.
Авторы большей части текстов — Алесь Денисов и Денис Жигавец. Но есть у группы DZIECIUKI песни и на стихи других поэтов: так, «Liasnyja Braty» написаны на стихи гродненского поэта и журналиста Алексея Диковицкого, «Epilog» — на стихи Алеся Чобота. Меня потрясла баллада на стихи Владимира Короткевича «Nadpis Na Kamiennie Nad Krynicaj» («Надпись На Камне Над Колодцем»). На мой субъективный взгляд, именно в этом направлении ДЗЕЦЮКАМ следовало бы двигаться. Порадовал и кавер на композицию THE POGUES «Streams Of Whiskey» с белорусским текстом Андрея Ходановича, написанным, в свою очередь, по мотивам легенды Владимира Короткевича «Ладзя Розпачы» («Ладья Отчаяния»).
Не обошлось без сюрпризов: DZIECIUKI вытащили из сундука и переработали песню «Radyjoaktyŭny Śnieg» («Радиоактивный Снег») самой первой группы Алеся Денисова KALJAN (КАЛЬЯН). А заканчивалось выступление, как всегда, песней-маршем-манифестом «Prostyja Liudzi» («Простые Люди»).
Во время одного из перерывов между песнями Алесь Денисов призвал зрителей подходить к специальному прилавку и по возможности материально помочь белорусским добровольцам, воюющим за независимость Украины.
Сильное впечатление произвели HAŃBUKI, объединившие все лучшие, что есть у групп HAŃBA и DZIECIUKI. Их выступление оказалось самым коротким и состояло всего из 6 песен, стиль которых весьма условно я бы обозначил как фолк-панк: «Korporancik» на стихи Люциана Шенвальда, «Gmahi» и «Żandarm» («Жандарм») на стихи Юлиана Тувима из репертуара HAŃBA! (последняя исполнялась частично на польском, частично на белорусском), дзецюковских «Tadevuš Kaściuška» и «Čorny Chlieb I Harbata» («Черный Хлеб И Чай») на стихи польского поэта Ежи Филоса в переводе Александра Помидорова, а также кавера на песню еще одной группы Алеся Денисова ЛЮДЗІ НА БАЛОЦЕ (ЛЮДИ НА БОЛОТЕ) «Partyzan».
Группа KRAMBAMBULA из-за проблем, связанных с пересечением белорусско-польской границы, едва не опоздала на собственное выступление. Поэтому Лявон Вольский попросил у публики 10-15 минут: необходимо было должным образом подстроиться.
В соответствии с названием концерта основу программы КРАМБАМБУЛИ составил альбом «Чырвоны Штраль», который был сыгран от начала до конца. Особенность данного альбома состоит в том, что, наряду с Лявоном Вольским, песни собственного сочинения поют басист Алесь-Францишек Мышкевич и саксофонист Павел Аракелян; свои вокальные способности демонстрирует и трубач Андрей Купчик. Лявон к некоторым песням давал лаконичные шутливые комментарии. Так, «Я Страляў У Міліцыянта» («Я Стрелял В Милиционера») предварялась фразой (цитирую в собственном переводе): «Был у меня такой грех — я пытался убить милиционера». А в качестве бонуса предложил всем зрителям вместе исполнить «Тры Чарапахі» («Три Черепахи»). «„Гос-ці»! „Гос-ці»!» — скандировала публика, не отпуская КРАМБАМБУЛЮ со сцены. И пришлось Лявону Вольскому петь старый хит «Госці» («Гости»), который был в свое время визитной карточкой группы. Зрители ему активно помогали.
А вот теперь позволю себе высказаться. Я прекрасно осознаю, что могу навлечь на себя гнев поклонников BRUTTO, которых очень и очень много. И все же…
Ну сколько можно играть одно и то же? Не пора ли хоть чуть-чуть обновить репертуар? В чем смысл ходить на концерты? Куда проще сесть за компьютер или взять в руки ноутбук, нетбук, планшет, смартфон, айфон или любой другой девайс, сходить на YouTube, найти любой концерт BRUTTO и услышать (увидеть) в заданной последовательности следующее: «Человек», стих, «Underdog», «Черная Сотня», «Священный Огонь», «Moscow Calling» (в оригинале THE CLASH — «London Calling»), «Партизан Рок», снова стих, «Родны Край» («Родной Край»), «Гири», «Наша Возьме» («Наша Возьмет») на стихи Якуба Коласа, «Танцуй», «Танк», «Матрешка», «Железный», «Гарэза», «Приказ Эрнесто», «Реввоенсовет», «Воины Света»… Еще — «Гарри» с поднятием украинского флага. И никак иначе.
Куда интереснее выглядит вторая часть выступления, когда к BRUTTO присоединяется бывшая духовая секция ЛЯПИСА ТРУБЕЦКОГО в лице трубача Влада Синкевича и тромбониста Ивана Галушко, и коллектив получает условное название BRUTTO-LYAPIS (его я впервые увидел на афише описываемого мероприятия). Ну да, «Броненосец» («Ты Ни При Чем»), «Рабкор», «Бесы», «Буревесник», «Рамонкі» («Ромашки»), «Manifest» и «Не Быць Скотам» («Не Быть Скотом») на стихи Янки Купалы звучат почти по-ляписовски. Но ведь когда-то и духовые перестанут cрабатывать… А обновление репертуара не только позволило бы поддерживать, но и усилило интерес к коллективу. Например, есть у BRUTTO чудесная песня на украинском языке «Вечірнє Сонце» («Вечернее Солнце»), которая на концертах почему-то не исполняется…
Тем не менее, если не учитывать вышеописанную репертуарную особенность BRUTTO, «Partyzan Rock» удался во всех отношениях. Но было бы еще лучше, если бы белорусы имели возможность ходить на концерты любимых групп у себя на родине. Первый шаг в этом направлении уже сделан: все-таки группе BRUTTO за неделю до описываемого события удалось дать концерт в Гомеле, на который власти после длительных колебаний дали согласие. Хочется верить, что движение в сторону либерализации, пусть медленно и робко, но будет продолжаться, и на «Partyzan Rock-2» мы поедем не в Варшаву, а в Минск, Гродно, Гомель или любой другой белорусский город.
Выражаю глубокую признательность за аккредитацию Евгению Новашу, Марине Колесниковой и Алесю Денисову.
Фото: Александр КОВАЛЕВИЧ
Автор: Г. Шостак
http://www.nneformat.ru/
Comments