Давид Че́рны (David Cerny) — один из наиболее известных современных чешских скульпторов, автор скандальных работ, сочетающих юмор, провокацию, социальную и политическую сатиру. Произведения Давида Черного часто вызывали резкую критику общественности и приводили к международным скандалам, тем не менее, множество его работ, установленных в Праге, получили широкое признание и стали яркими достопримечательностями чешской столицы
Сначала его называли «чешским Уорхолом», потом «чешским Бэнкси». Сегодня Давид Черный – признанный мастер со своим стилем, чьи легко узнаваемые скульптуры украшают множество музеев и частных коллекций.
Для современной Праги Давид Черный является практически тем же, что и Антонио Гауди для Барселоны. Его скульптуры и инсталляции, которые в основном располагаются на пражских улицах, формируют туристический имидж города. Авторитетный туристический портал провозгласил телебашню, украшенную скульптором карабкающимися стальными младенцами, вторым по уродству зданием в мире, а многочисленные турагентства зарабатывают деньги, организуя экскурсии по местам, где стоят его работы.
О своих соотечественниках он отзывается так: «Типичный чех уныл и похож на тесто, которое плохо вымесили, но зато хорошо пропитали пивом». Давид Черный известен как одна из самых скандальных фигур в современном искусстве.
Первую известность Черны принес его перфоманс в 1991 году, вызвавший широкий общественный резонанс: в ночь с 27 на 28 апреля он вместе с друзьями раскрасил в розовый цвет советский танк ИС-2, который находился на площади перед дворцом Юстиции. Считалось, что это первый танк, который вошел в город в 1945 году, и он символизирует собой освобождение Праги советскими войсками от фашистов. Однако, после вторжения в 1968 году советских войск в Прагу, памятник стал восприниматься как символ коммунизма и советской оккупации.
Черны, утверждал, что розовый танк – это не вандализм, а арт-акция, направленная против символики, заложенной в советском военном памятнике. Аргументы Черны не были приняты, и он был арестован, танку вернули зеленую ливрею, однако спустя 10 дней, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью, 15 членов чешского парламента заново покрасили танк в розовый цвет. Черны был отпущен, а памятник демонтирован.
Черный не любит, когда его называют художником, и считает себя обычным скульптором. По собственному признанию, его творческая энергия порождается неутихающим и всеобъемлющим чувством гнева. На публике звезда авангарда играет роль бунтаря и получает огромное удовольствие, шокируя окружающих. Он пугает толерантную Европу своей неполиткорректностью. Черный не стесняется говорить вслух о том, что думает, и едко высмеивает «запретные» темы.
Чего в этом больше, расчета или страсти, знает только сам автор. Как и его знаменитый земляк Кафка, Черный не боится лишний раз напомнить людям о том, в каком абсурдном мире они живут.
С его подачи по городской телебашне ползут черные безликие младенцы-великаны, набережную реки Влтава заполнили светящиеся пластиковые пингвины, к стене театра Na Zabradli прикреплен огромный эмбрион, а на улице Яна Гуса прямо над прохожими висит металлический Зигмунд Фрейд.
Черный хотел украсить здание Национального театра изваянием золотого онанирующего титана, извергающегося паром, но эта идея оказалась чересчур радикальной и осталась нереализованной.
Comments